Отопительный сезон 2015/2016 года в Кировской области завершен.
Подготовка к нему осуществлялась в условиях ограниченных финансовых ресурсов бюджетов всех уровней в рамках жестких тарифных ограничений, накладываемых Правительством Российской Федерации.
В этих условиях была необходима четкая организация подготовительных мероприятий, в том числе и 100 % реализация Плана мероприятий по обеспечению устойчивого снабжения тепловой и электрической энергией отраслей экономики, объектов социальной сферы и населения Кировской области в осенне-зимний период 2015/2016 года, утвержденного распоряжением Правительства Кировской области от 19 мая 2015 года № 181.
В течение всего подготовительного периода министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области ежемесячно собиралась и анализировалась информация о ходе подготовки к работе в осенне-зимний период, сформированная по форме государственной статистической отчетности 1-ЖКХ (зима) срочная. Результаты мониторинга направлялись в Минстрой России, главному федеральному инспектору по Кировской области и в Ростехнадзор России. Подготовка объектов бюджетной сферы прошла в соответствии с утвержденными графиками и завершилась в установленные сроки. Вопросы к их готовности в течение отопительного сезона не возникали. Паспорта готовности к работе в отопительном периоде получили все муниципальные образования за исключением 4 городских поселений области. По причине несоответствия на дату проверки Ростехнадзором России фактического запаса топлива на источниках теплоснабжения нормативному объему, паспорта готовности не получили 3 городских поселения Верхнекамского района (пгт Лесной, пгт Рудничный, пгт Светлополянск). В связи с невыполнением требований по оценке готовности к отопительному периоду тепловых сетей ОАО «Яранский механический завод» паспорт готовности в установленные сроки не получило Яранское городское поселение Яранского района Кировской области. Не смотря на сложности подготовительного периода, отопительный сезон на территории Кировской области начался в сроки, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Правительством Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.
Отопительный сезон 2015/2016 года отличался от предыдущих тем, что была прекращена работа системы централизованной поставки топлива, осуществляемой через КОКП «Управление по обеспечению топливом». Муниципальные образования и ресурсоснабжающие организации заготовку топлива осуществляли самостоятельно. Для гарантированного обеспечения топливом источников теплоснабжения, использующих привозные виды топлива, Правительством Кировской области были предприняты необходимые меры по заключению договорных отношений между областным предприятием «Облкоммунсервис» и ПАО «Т плюс» на предоставление товарного кредита по поставке топочного мазута и каменного угля. Необходимо отметить, что необходимости использования товарного кредита в течение отопительного сезона 2015/2016 года не было. Текущий мониторинг запасов топлива в муниципальных образованиях осуществлялся министерством промышленности и энергетики Кировской области в еженедельном режиме. Несмотря на предпринимаемые меры, включающие в себя и регулярные встречи представителей органов исполнительной власти с теплоснабжающей организацией и поставщиками топлива, снижения качества коммунальной услуги по отоплению в некоторых муниципальных образованиях не удалось избежать. Так в условиях отсутствия нормативных запасов топлива и поставках некачественного торфа в период с ноября 2015 года по январь 2016 года происходили перебои работы оборудования котельной в пгт Рудничный, которые вызывали снижение температурного режима в системе теплоснабжения поселения. Для координации действий по устранению причин и последствий сложившейся ситуации было организован выезд представителей министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в пгт Рудничный, что позволило с 23 января 2016 года восстановить качество предоставляемых коммунальных услуг. Также на контроле Правительства Кировской области находилась ситуация с теплоснабжением в городе Котельнич, где по причине выхода из строя котлов на котельной с ноября 2015 года по январь 2016 года было допущено снижение параметров теплоносителя в системе теплоснабжение микрорайона «Мостопоезд». В настоящее время министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области разработан план мероприятий по организации и подготовке систем теплоснабжения к следующим отопительным периодам в городе Котельнич, пгт Рудничный Верхнекамского района, а также поселка Светлый Котельничского района, в котором также были зафиксированы многочисленные жалобы на предоставление коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества. План мероприятий утвержден Губернатором области Н.Ю. Белых. В других муниципальных образованиях области и в целом в субъекте отопительный сезон проходил в штатном режиме. При этом отмечен рост количества технологических нарушений на объектах жизнеобеспечения муниципальных образований по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 44 %. Из них 56 нарушений было допущено на электрических сетях, 46 – на водопроводных сетях, 35 – на тепловых сетях. Нарушений теплоснабжения, вызванных остановкой работы котельных, допущено не было. В то же время 89 % технологических нарушений на тепловых сетей и 63 % на водопроводных сетях были устранены в нормативные сроки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество нарушений, локализованных в нормативные сроки выросло на 41 % и 18 % соответственно. Для устранения или предотвращения возможных технологических нарушений из областного фонда материально-технических ресурсов для предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения области с начала отопительного сезона муниципальным образованиям было выделено материалов и оборудования на сумму 1,1 млн. рублей.
Отопительный сезон 2015/2016 года проходил на фоне возрастающей задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги. По состоянию на 1 апреля 2016 года ее размер составил 3,5 млрд. рублей. За прошедший отопительный сезон размер задолженности увеличился почти на 10%. Это вызвало увеличение задолженности предприятий ЖКХ за потребленные топливно-энергетические ресурсы на 20 %. Текущий размер задолженности за ТЭР составляет 1,148 млрд. рублей. В целях урегулирования имеющей задолженности за топливо организациям жилищно-коммунального хозяйства оказывается поддержка за счет средств областного бюджета. В частности, ресурсоснабжающим и управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг предоставляется субсидия на возмещение части недополученных доходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами. В 2015 году на эти цели было направлено средств областного бюджета в размере 547,9 млн. рублей. На 2016 год на эти цели в областном бюджете предусмотрено уже 676,8 млн. рублей. По состоянию на 1 марта 2016 года выделено субсидий на сумму 12,9 млн. рублей.
Итоги прохождения отопительного сезона были рассмотрены в период с 18 по 22 апреля в ходе совещаний с главами муниципальных районов и городских округов области, на которых была дана оценка деятельности органов местного самоуправления и определены основные направления по подготовке к отопительному сезону 2016/2017 года. По итогам совещаний будет сформирован план мероприятий по обеспечению устойчивого предоставления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению объектов социальной сферы и населения Кировской области в осенне-зимний период 2016/2017 года, который будет утверждён распоряжением Правительства области.
В феврале 2016 года министерством была проведена оценка надежности систем теплоснабжения муниципальных образований Кировской области. По результатам анализа высоконадежными и надежными признаны системы теплоснабжения 41 муниципального образования. К малонадежным и ненадёжным системам отнесены системы теплоснабжения 235 муниципальных образований.
Основными причинами отнесения систем теплоснабжения к малонадежным и ненадёжным являются:
1. Отсутствие резервного электропитания, водоснабжения и топливоснабжения на источниках тепловой энергии.
2. Низкий уровень резервирования источников тепловой энергии и элементов тепловой сети.
3. Низкий уровень технического состояния тепловых сетей.
В результате проведенного анализа было выявлено, что в 85 муниципальных образованиях теплоснабжающие организации не готовы или ограниченно готовы проводить аварийно-восстановительные работы на системах теплоснабжения, что может повлечь нарушение сроков устранения технологических нарушений и трансформации их в аварийные ситуации, которые могут создать реальный риск здоровью и имуществу потребителей тепловой энергии.
В ходе проведения подготовительных работ к предстоящему отопительному сезону органам местного самоуправления, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства необходимо неукоснительно соблюдать требования Правил оценки готовности к отопительному сезону, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103, особое внимание обратить на такие моменты как:
1. Создание и поддержание нормативных запасов топлива.
2. Формирование резервных запасов материально-технических ресурсов для предотвращения и (или) ликвидации аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения области.
3. Разработка и утверждение органами местного самоуправления системы мер по повышению надёжности систем теплоснабжения, с включением необходимых мероприятий в программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
4. Включение финансовых средств, необходимых для повышения надёжности систем теплоснабжения, в инвестиционные и производственные программы теплоснабжающих и теплосетевых организаций.
5. Обеспечение своевременных расчетов за потребленные топливно-энергетические ресурсы.